Институт национальной культуры

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Кафедра: Народной музыки

Библиография кафедры

  • Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). – Саранск, 2003.

    Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). – Саранск, 2003.

    Монография посвящена проблемам изучения традиционного музыкального фольклора мордвы и его вторичных форм существования. Значительное место в ней отводится вопросам композиторского фольклоризма.

  • Одинокова Т.И. Бояркин Николай Иванович. Грани творчества. – Саранск, 2002.

    Одинокова Т.И. Бояркин Николай Иванович. Грани творчества. – Саранск, 2002.

    Работа Т.И. Одиноковой знакомит с творчеством известного ученого, дирижера, композитора и музыкально-общественного деятеля профессора Н.И. Бояркина. Она содержит очерк о его деятельности, а также, составленные профессором Л.Б. Бояркиной, библиографию научных трудов, музыкальных сочинений и опубликованных отзывов. Для исследователей, студентов и всех интересующихся музыкальной культурой.

  • Бояркина Л.Б. Народные песни в исполнении И.М. Яушева. – Саранск, 2009.

    Бояркина Л.Б. Народные песни в исполнении И.М. Яушева. – Саранск, 2009.

    Книга посвящена малоизвестным страницам творчества выдающегося мордовского певца И.М. Яушева. В ней впервые публикуются научные транскрипции мордовских и русских народных песен в его интерпретации, исследуются вопросы формирования профессиональных форм работы с народной песней, связи исполнительского искусства певца с традиционной народной и православно-церковной музыкальной культурой, стилистика аранжировки многоголосных песен для сольного пения.

  • Исаева С.А. Восприятие музыки: опыт историко-культурной реконструкции (от античности к первой половине XIX века). – Саарбрюккен (Германия), 2011.

    Исаева С.А. Восприятие музыки: опыт историко-культурной реконструкции (от античности к первой половине XIX века). – Саарбрюккен (Германия), 2011.

    В монографии исследована и системно представлена историография теории восприятия музыки в Западной Европе (Античность – первая половина XIX века) и России (Древняя Русь – первая половина XIX века). Выявлен генезис и прослежено развитие «восприятия» в музыкальной жизни разных эпох, рассмотрено категориальное оформление теории музыкального восприятия, ее содержательное наполнение: выделены чувственная природа звука, эмоциональное воздействие музыки на человека, активная роль ассоциаций при ее восприятии, вопросы социальной обусловленности музыки. Книга содержит обширный фактический и библиографический материал. Она рекомендуется музыковедам, преподавателям и студентам, а также всем, кто интересуется проблематикой музыкального творчества и восприятия.

  • Мухаева Л.Р. Панорама музыкальной культуры Мордовии: 1970–80-е годы (культурологическое исследование). – Саарбрюккен (Германия), 2012.

    Мухаева Л.Р. Панорама музыкальной культуры Мордовии: 1970–80-е годы (культурологическое исследование). – Саарбрюккен (Германия), 2012.

    Проблемы осмысления культурного наследия советского времени на протяжении последних десятилетий приобрели особую остроту. Первые годы постсоветской эпохи принесли с собой резкую и нелицеприятную критику всех этапов развития культуры советского периода. Немало исследований посвящается выявлению негативных тенденций развития социокультурной эпохи, охватывающей 1970–80 годы (эпохи «застоя»). Но особенность этого периода заключается не только в социальном отчуждении, снижении уровня духовных ценностей, но и в многообразии музыкально-творческих проявлений, когда искусство шло впереди и вело за собой сознание людей. Обращение к историко-музыкальному наследию 1970–80-х годов вызвано сегодня все возрастающим осознанием значения эпохи «застоя» как предреформенной. Автор предпринял комплексный культурологический анализ 1970–80-х гг. XX века, рассматривая музыкальную культуру Мордовии как часть общего художественного процесса, изучив особенности ее развития в комплексе всех составляющих. Несомненно, эти годы стали периодом интенсивного творческого развития республики, выхода на качественно новые, более высокие рубежи.

  • Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справ. – Саранск, 2006.

    Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справ. – Саранск, 2006.

    Настоящая книга – первый опыт справочника, в котором систематизированы основные факты и знания по мордовской хоровой культуре. Цель издания – дать разносторонние представления о ее генезисе и развитии в контексте многообразных явлений народного творчества, взаимосвязей с традициями родственных и соседних народов, о деятельности крупных представителей хорового искусства, композиторах, ученых, внесших вклад в изучение фольклора, на основе которого сложилась современная хоровая культура. Предназначена для исследователей, преподавателей, студентов и учащихся, всех интересующихся духовной культурой.

  • Бояркин Николай Иванович: Биобиблиографический справочник / сост.: Л.Б. Бояркина, Е.В. Сычева. – Саранск, 2007.

    Бояркин Николай Иванович: Биобиблиографический справочник / сост.: Л.Б. Бояркина, Е.В. Сычева. – Саранск, 2007.

    Дан хронологический указатель научных и учебно-методических работ доктора искусствоведения профессора Н.И. Бояркина. Для научных и библиотечных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.

  • Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия. – Саранск, 2011.

    Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия. – Саранск, 2011.

    Настоящая книга – первый опыт национально-региональной энциклопедии. В ней представлен систематизированный свод знаний о мордовской народной и композиторской музыке, музыкальном краеведении, композиторах, дирижерах, певцах, инструменталистах, ученых, способствовавших формированию и развитию музыкальной культуры Мордовии. Вопросы рассматриваются в контексте межэтнических взаимосвязей мордовской музыки с музыкой родственных финно-угорских и соседних славянских и тюркских народов, общих процессов развития отечественной культуры.Издание рассчитано на специалистов и широкий круг читателей.

  • Музыка композиторов Поволжья и Приуралья: наука, творчество, образование: материалы науч.-практ. конф. / отв. ред  Н.И. Бояркин, ред. Л.Б. Бояркина, Э.Н. Киласония. – Саранск,  2005.

    Музыка композиторов Поволжья и Приуралья: наука, творчество, образование: материалы науч.-практ. конф. / отв. ред Н.И. Бояркин, ред. Л.Б. Бояркина, Э.Н. Киласония. – Саранск, 2005.

    Настоящий сборник составлен из докладов и сообщений участников научно-практической конференции «Музыка композиторов Поволжья и Приуралья: наука, творчество, образование», состоявшейся в рамках «XVII фестиваля музыки композиторов Поволжья и Приуралья» в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва 4 декабря 2004 г. Тематика, объем, методологические подходы, глубина анализа отражают многообразную деятельность и различный уровень подготовки авторов, среди которых – исследователи, композиторы, преподаватели вузов и школ. Публикуемые материалы размещены в двух разделах. В разделе «Проблемы научного и композиторского творчества» – содержатся тексты выступлений, посвященных вопросам современного состояния музыкознания региона, музыкальной культурологии, характеристике исполнительского и композиторского творчества. Во втором разделе – «Музыкальное образование: вопросы методики и практики» – помещены материалы по проблемам этномузыкального образования, использования композиторской музыки и применения новых технологий в учебном процессе и внеклассных мероприятиях.

  • Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов (к 65-летию композитора) /авт.-сост. Н.М. Ситникова. – Саранск, 2006.

    Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов (к 65-летию композитора) /авт.-сост. Н.М. Ситникова. – Саранск, 2006.

    Книга посвящена творчеству мордовского композитора Г.Г. Вдовина. В основе сборника – статьи проблемно-обобщающего и аналитического характера; их авторы обращаются к различным аспектам его театральной, симфонической, хоровой, камерной, детской музыки. В сборник включены материалы о произведениях Вдовина, опубликованные ранее в периодической печати и других изданиях, приводится список его основных сочинений, прилагаются сведения о нотографии и аудиоматериалах, а также перечень литературы о композиторе. Издание предназначено широкому кругу профессионалов, студентам музыкальных учебных заведений и просвещенным любителям музыки.

  • Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. / сост. Л.Б. Бояркина. – Саранск, 2008.

    Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. / сост. Л.Б. Бояркина. – Саранск, 2008.

    В сборнике исследуются проблемы, актуальность которых обусловлена острой потребностью изучения вопросов формирования музыкальных традиций, их специфики, системообразующих начал, стилистики в широких исторических и межэтнических контекстах. Предлагаются для обсуждения новые методы и методики междисциплинарного анализа и каталогизации, вводится в оборот современной науки новый разноаспектный эмпирический экспедиционный материал.

  • Актуальные проблемы современного музыкознания и музыкального образования в культурном пространстве Республики Мордовия / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2012. – Вып. 1.

    Актуальные проблемы современного музыкознания и музыкального образования в культурном пространстве Республики Мордовия / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2012. – Вып. 1.

    В сборник включены исследования студентов направления подготовки 070100.62 «Музыкальное искусство» по проблемам реализации фольклора в условиях современной культуры Мордовии. Затрагивается широкий комплекс тем, связанных с изучением фольклора и профессионального творчества композиторов, раскрытием современных педагогических технологий профессионального музыкально-исполнительного образования, методик преподавания вокала, информационно-коммуникационных технологий в освоении культурно-образовательного пространства.

  • Актуальные проблемы современного музыкознания и музыкального образования в культурном пространстве Республики Мордовия / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2013. – Вып. 2.

    Актуальные проблемы современного музыкознания и музыкального образования в культурном пространстве Республики Мордовия / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2013. – Вып. 2.

    Сборник продолжает серию изданий научных исследований студентов кафедры народной музыки направлений 070100.62 «Музыкальное искусство», 073700.62 «Искусство народного пения». Молодыми исследователями затрагивается широкий спектр проблем реализации фольклора в условиях современной полиэтнической культуры Республики Мордовия; рассматриваются вопросы профессионального творчества, методологические аспекты образовательного и исполнительного процесса, информационно-коммуникационные технологии современного культурно-образовательного пространства.

  • Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный  фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке (1–4). – Саранск, 2004.

    Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке (1–4). – Саранск, 2004.

    В книге содержится нотный материал традиционной народной (вокальной, инструментальной) музыки мокши и эрзи в ее взаимосвязях с творчеством композиторов Мордовии, музыкальным искусством родственных и соседних этносов России и зарубежья.

  • Бояркин Н.И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции: учеб. пособие. Ч. 1. – Саранск, 2004.

    Бояркин Н.И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции: учеб. пособие. Ч. 1. – Саранск, 2004.

    В учебном пособии систематизировано рассматриваются сложные и до сих пор мало разработанные историко-теоретические проблемы мордовской народной музыки, в первую очередь органологические и структурно-функциональные основы инструментального многоголосия. В первой части раскрываются генезис традиционной полифонии, особенности стиля, формы взаимодействия инструментальной и вокальной музыки, а также генетические и исторические связи мордовского многоголосия с певческими формами родственных финно-угорских и соседних народов.

  • Бояркин Н.И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции. Ч. 2. Музыкальная хрестоматия. [Ноты].  – Саранск, 2006.

    Бояркин Н.И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции. Ч. 2. Музыкальная хрестоматия. [Ноты]. – Саранск, 2006.

    Хрестоматия содержит типичные образцы мордовской народной многоголосной инструментальной музыки, позволяющие представить ее жанровые и стилевые виды, характер народно-исполнительских школ, искусство выдающихся мастеров игры на разнообразных инструментах. Произведения изложены в структурно-аналитических транскрипциях, дающих наглядное представление о композиции наигрышей.

  • Фортепиано: прогр. курса и метод. рекомендации / сост. С.А. Исаева. –Саранск, 2005.

    Фортепиано: прогр. курса и метод. рекомендации / сост. С.А. Исаева. –Саранск, 2005.

    Издание содержит программу курса «Фортепиано», критерии оценки умений, контрольные требования, рекомендуемую фортепианную, вокальную и методическую литературу; отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

  • Исаева С.А., Гунина Е.В. Г.Г. Сураев-Королёв. Десять прелюдий-импровизаций: учебно-методическая разработка. – Саранск, 2006.

    Исаева С.А., Гунина Е.В. Г.Г. Сураев-Королёв. Десять прелюдий-импровизаций: учебно-методическая разработка. – Саранск, 2006.

    Авторами данной учебно-методической разработки подробно проанализирован цикл фортепианных пьес Г.Г. Сураева-Королева «Десять прелюдий-импровизаций»; рассмотрены пианистические сложности, встречающиеся при исполнении прелюдий.

    В свете изучения национальной мордовской культуры эта работа поможет студентам более глубоко проникнуть в мир мордовской фортепианной музыки, познакомиться с ее национальным своеобразием, расширить музыкальный кругозор.

    Издание рекомендуется к использованию в качестве учебного материала на разных ступенях музыкального образов – в музыкальных школах, средних специальных и высших учебных заведениях.

  • История гармонии: учебно-методическая разработка / сост. Л.Р. Мухаева. – Саранск, 2007.

    История гармонии: учебно-методическая разработка / сост. Л.Р. Мухаева. – Саранск, 2007.

    Данная учебно-методическая разработка направлена на то, чтобы восполнить недостаточно освещенные в основном разделе курса «Гармония» историко-теоретические сведения и содержит краткий обзор становления и развития европейского многоголосия, начиная с рубежа XV–XVI вв. до середины XX века.

  • Основы фониатрии, гигиена голосового аппарата: прогр. курса и метод. указания / сост. Е.В. Герасимова. – Саранск, 2007.

    Основы фониатрии, гигиена голосового аппарата: прогр. курса и метод. указания / сост. Е.В. Герасимова. – Саранск, 2007.

    Издание содержит программу курса «Основы фониатрии, гигиена голосового аппарата», требования к уровню освоения программы, рекомендации по проведению практических занятий и организации самостоятельной работы студентов, формы контроля знаний, вопросы к зачету, темы рефератов, список основной и дополнительной литературы, глоссарий. В приложении представлены технологическая карта курса и график самостоятельной работы студентов.

  • Основы музыкальной критики : прогр. курса и метод. материалы / сост. С.А. Исаева. – Саранск, 2008.

    Основы музыкальной критики : прогр. курса и метод. материалы / сост. С.А. Исаева. – Саранск, 2008.

    Издание содержит программу курса «Основы музыкальной критики», список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы, темы рефератов, рекомендации к организации самостоятельной работы студентов, требования к уровню освоения программы, формы контроля знаний, тестовые задания.

  • Музыкальная информатика: прогр. курса и метод. материалы / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2011.

    Музыкальная информатика: прогр. курса и метод. материалы / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2011.

    Издание содержит программу курса «Музыкальная информатика», список основной и дополнительной литературы, темы практических занятий и рекомендации к их проведению, вопросы к зачету, рекомендации к организации самостоятельной работы студента, требования к уровню освоения программы, формы контроля знаний, тестовые задания.

  • Чтение хоровых партитур: прогр. курса и метод. указания / сост. Н.П. Трегулова. – Саранск, 2012.

    Чтение хоровых партитур: прогр. курса и метод. указания / сост. Н.П. Трегулова. – Саранск, 2012.

    Издание содержит программу курса «Чтение хоровых партитур», список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы, рекомендации к организации самостоятельной работы студента, требования к уровню освоения программы и формы контроля знаний, нотные публикации, глоссарий.

  • Музыкальный инструмент (фортепиано): прогр. курса и метод. материалы / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2012.

    Музыкальный инструмент (фортепиано): прогр. курса и метод. материалы / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2012.

    Издание содержит программу курса «Музыкальный инструмент (фортепиано)», список основной и дополнительной литературы, темы практических занятий и рекомендации к их проведению, вопросы к зачету, рекомендации к организации самостоятельной работы студентов, требования к уровню освоения программы, формы контроля знаний.

  • Методические рекомендации по сольфеджио: учебно-методическая разработка / сост.: Л.В. Кинякина, Э.Н. Киласония, Л.Р. Мухаева. Изд. 2-е, испр., доп. – Саранск, 2012.

    Методические рекомендации по сольфеджио: учебно-методическая разработка / сост.: Л.В. Кинякина, Э.Н. Киласония, Л.Р. Мухаева. Изд. 2-е, испр., доп. – Саранск, 2012.

    Данная учебно-методическая разработка содержат практические рекомендации и специальные упражнения, способствующие усвоению ряда разделов курса сольфеджио, а также основных элементов музыкального языка.

  • Создание хоровой партитуры в программе Sibelius 4: учебно-метод. разработка / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2012.

    Создание хоровой партитуры в программе Sibelius 4: учебно-метод. разработка / сост. Т.Н. Гулая. – Саранск, 2012.

    Издание адресовано студентам, обучающимся по направлению 070100.62 «Искусство народного пения» (профили подготовки – хоровое народное пение, сольное народное пение) и содержит методические рекомендации по освоению нотно-текстового редактора «Sibelius 4».

    Цель издания – внедрение компьютерных технологий в сферу высшего профессионального музыкального образования; освоение нотно-текстового редактора «Sibelius 4» как инструмента профессионального набора и верстки музыкального текста различной сложности. Учебное издание соответствует требованиям, целям и задачам учебной дисциплины «Музыкальная информатика», входящей в цикл истории и теории музыкального искусства (вариативная часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

  • Музыкальная психология: прогр. курса и метод. указания / сост. С.А. Исаева. – Саранск, 2013.

    Музыкальная психология: прогр. курса и метод. указания / сост. С.А. Исаева. – Саранск, 2013.

    Издание содержит программу курса «Музыкальная психология», список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы, тестовые задания по курсу, темы рефератов, рекомендации к организации самостоятельной работы студента, требования к уровню освоения программы и формы контроля заданий. Программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства; предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 070100.62 «Музыкальное искусство».

  • Музыкальное исполнительство и педагогика: прогр. курса и метод. материалы / сост. С.А. Исаева. – Саранск, 2013.

    Музыкальное исполнительство и педагогика: прогр. курса и метод. материалы / сост. С.А. Исаева. – Саранск, 2013.

    Издание содержит программу курса «Музыкальное исполнительство и педагогика», требования к уровню освоения и формы контроля знаний, рекомендации к организации самостоятельной работы студентов, тестовые задания, контрольные вопросы, темы рефератов, список основной и дополнительной литературы, глоссарий. Программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства; предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 070100.62 «Музыкальное искусство».

  • Освоение народно-песенных и авторских партитур: прогр. курса и метод. указания / сост. Н.П. Трегулова. – Саранск, 2013.

    Освоение народно-песенных и авторских партитур: прогр. курса и метод. указания / сост. Н.П. Трегулова. – Саранск, 2013.

    Издание содержит программу курса «Освоение народно-песенных и авторских партитур», список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы, рекомендации к организации самостоятельной работы студента, требования к уровню освоения программы и формы контроля знаний, нотные публикации, глоссарий.

  • История отечественной музыки: лекции и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / сост. Л.Р. Мухаева. – Саранск, 2013.

    История отечественной музыки: лекции и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / сост. Л.Р. Мухаева. – Саранск, 2013.

    Данное учебно-методическое издание составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, является частью учебно-методического комплекса по курсу «История отечественной музыки».

    В издании обозначены цель и задачи дисциплины, представлены обзорные лекции об эволюции отечественной музыки с древних времен до начала XX в.; перечень рекомендуемых тем для письменных рефератов с указанием списка литературы, музыкальных произведений, ссылок на аудио- и видеозаписи в Интернете; темы семинарских занятий; контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний по каждому разделу; вопросы и требования к итоговому экзамену по курсу; глоссарий и др.

  • Хороведение: рабочая прогр. и метод. материалы / сост. Э.Н. Киласония. – Саранск, 2013.

    Хороведение: рабочая прогр. и метод. материалы / сост. Э.Н. Киласония. – Саранск, 2013.

    В методических указаниях в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства раскрываются вопросы теории вокально-хорового искусства, а также организации хорового репетиционно-исполнительского процесса, работы над хоровой звучностью.

  • Мордовский народный вокально-инструментальный  ансамбль: прогр. курса и метод. материалы / сост. С.В. Колесникова. – Саранск, 2013.

    Мордовский народный вокально-инструментальный ансамбль: прогр. курса и метод. материалы / сост. С.В. Колесникова. – Саранск, 2013.

    Издание содержит программу курса «Мордовский народный вокально-инструментальный  ансамбль», список основной и дополнительной литературы, методические рекомендации по проведению практических занятий, программу обучения и учебного репертуара по курсам, контрольные требования к зачету, активные методы обучения, рекомендации к организации самостоятельной работы студента,  требования к уровню освоения программы, формы контроля знаний.

  • Практическое руководство хоровым коллективом: прогр. курса и метод. материалы / сост. Ю.Л. Колесникова. – Саранск, 2013.

    Практическое руководство хоровым коллективом: прогр. курса и метод. материалы / сост. Ю.Л. Колесникова. – Саранск, 2013.

    Издание содержит программу курса «Практическое руководство хоровым коллективом», список основной и дополнительной литературы, перечень репертуарных сборников, темы практических занятий и рекомендации к их проведению, активные методы обучения, контрольные требования к зачету, рекомендации к организации самостоятельной работы студента, требования к уровню освоения программы, формы контроля знаний.

  • Сохранение исполнительских традиций мордовского музыкального фольклора. Творческая лаборатория по мордовскому фольклору. Методические рекомендации: сб. ст. / авт.-сост. Т.В. Тюрина. – Самара, 2013.

    Сохранение исполнительских традиций мордовского музыкального фольклора. Творческая лаборатория по мордовскому фольклору. Методические рекомендации: сб. ст. / авт.-сост. Т.В. Тюрина. – Самара, 2013.

    В сборник включены авторские методические разработки, посвященные анализу широкого спектра проблем сохранения исполнительских традиций мордовского музыкального фольклора и его сценического воплощения; рассматриваются игровые формы детского фольклора. Издание содержит нотное приложение, а также список изданий, предлагаемой для использования в работе с мордовским фольклорным коллективом.

  • Гулая Т.Н., Исаева С.А. Фортепианная музыка композиторов Мордовии. Учебно-методическое пособие. [Ноты]. – Саранск, 2000.

    Гулая Т.Н., Исаева С.А. Фортепианная музыка композиторов Мордовии. Учебно-методическое пособие. [Ноты]. – Саранск, 2000.

  • Гулая Т.Н., Исаева С.А. Фортепианная музыка композиторов Мордовии: Произведения крупной формы. Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2001.

    Гулая Т.Н., Исаева С.А. Фортепианная музыка композиторов Мордовии: Произведения крупной формы. Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2001.

  • Гулая Т.Н., Исаева С.А. Фортепианные пьесы композиторов Мордовии.  Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2001.

    Гулая Т.Н., Исаева С.А. Фортепианные пьесы композиторов Мордовии. Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2001.

  • Гулая Т.Н., Исаева С.А. Произведения композиторов Мордовии для фортепиано.  Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2003.

    Гулая Т.Н., Исаева С.А. Произведения композиторов Мордовии для фортепиано. Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2003.

  • Гулая Т.Н., Исаева С.А. Полифонические произведения композиторов Мордовии для фортепиано. Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2007.

    Гулая Т.Н., Исаева С.А. Полифонические произведения композиторов Мордовии для фортепиано. Педагогический репертуар. [Ноты]. – Саранск, 2007.

  • Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: Мордовский народный мелос в сочинениях Н.И. Бояркина: учеб.-метод. пособие. Вып. 1 / сост. С.В. Колесникова. [Ноты].  – Саранск, 2004

    Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: Мордовский народный мелос в сочинениях Н.И. Бояркина: учеб.-метод. пособие. Вып. 1 / сост. С.В. Колесникова. [Ноты]. – Саранск, 2004

  • Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: Мордовский народный мелос в сочинениях Н.И. Бояркина: учеб.-метод. пособие. Вып. 2 / сост. Л.В. Кинякина. [Ноты]. – Саранск, 2004.

    Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: Мордовский народный мелос в сочинениях Н.И. Бояркина: учеб.-метод. пособие. Вып. 2 / сост. Л.В. Кинякина. [Ноты]. – Саранск, 2004.

    Пособие знакомит с формами интерпретации народного мелоса в композиторской деятельности художественного руководителя мордовского народного хора. В нем также рассматриваются вопросы типологии народного хора, его репертуара, исторические аспекты работы по обработке и аранжировке произведений фольклора.

  • Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: обработки народных песен для хора Г.Г. Вдовина: учеб.-метод. пособие.  Вып. 3 / сост. Н.П. Трегулова. [Ноты]. – Саранск, 2008.

    Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: обработки народных песен для хора Г.Г. Вдовина: учеб.-метод. пособие. Вып. 3 / сост. Н.П. Трегулова. [Ноты]. – Саранск, 2008.

    Издание открывает новую страницу концертно-исполнительской деятельности Народно-хоровой капеллы в сотворчестве с композитором Г. Вдовиным, чьи произведения в постоянном репертуаре этого коллектива.

    В пособии представлены обработки Г. Вдовина мордовских, русских, марийских народных песен, хоровые фрагменты из театральной музыки. Рассматриваются черты музыкальной стилистики, принципы и методы авторской обработки народных песен, вопросы хорового исполнительства.

  • Колесникова С.В. Педагогический репертуар народного певца. Хрестоматия. [Ноты]. – Саранск, 2007.

    Колесникова С.В. Педагогический репертуар народного певца. Хрестоматия. [Ноты]. – Саранск, 2007.

    В хрестоматии представлены мордовские (мокшанские, эрзянские) и русские народные песни в редакции и обработке автора-составителя для исполнения a cappella и с инструментальным сопровождением.

  • Бояркин Н.И. Моронь пусмо: Пенза ёнксонь мокшэрзянь раськень морот. Песенный венок: Народные песни мордвы Пензенского края. – Пенза, 2012.

    Бояркин Н.И. Моронь пусмо: Пенза ёнксонь мокшэрзянь раськень морот. Песенный венок: Народные песни мордвы Пензенского края. – Пенза, 2012.

    Книга впервые представляет богатые музыкально-песенные традиции мордовских сел Пензенской области. В ней содержатся нотации мокшанских, эрзянских и русских народных песен в исполнении аутентичных ансамблей и отдельных певцов.

  • Мухаева Л.Р. Практическое руководство по курсу «Гармония» [CD]: учебное пособие. – Саранск, 2011.

    Мухаева Л.Р. Практическое руководство по курсу «Гармония» [CD]: учебное пособие. – Саранск, 2011.

    Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов способствует развитию познавательного и профессионального интереса студентов, а также стимулирует их самостоятельную деятельность.

    Данное электронное издание имеет четкую структуризацию предметного материала и определенный порядок изучения его компонентов, комплекс практических рекомендаций по освоению дисциплины, иллюстративный материал в виде образцов гармонических задач, позволяющих наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии, а также задания для текущего контроля знаний.

  • Тюрина Т.В. Песенные традиции финно-угорских народов [CD]: фольклорный ансамбль «Гайги моро»: метод. аудиоматериалы к курсу «Народные певческие стили». Ч. 1, – Саранск, 2013.

    Тюрина Т.В. Песенные традиции финно-угорских народов [CD]: фольклорный ансамбль «Гайги моро»: метод. аудиоматериалы к курсу «Народные певческие стили». Ч. 1, – Саранск, 2013.

    В издании представлены материалы к курсам «Народные певческие стили» и «Работа с хором» направления подготовки 073700.62 «Искусство народного пения» Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

    Часть I­ включает традиционные песни мордовского народа в исполнении фольклорного ансамбля «Гайги моро». Коллектив  неоднократно  становился  лауреатом и дипломантом международных, всероссийских и региональных конкурсов и фестивалей народно-песенного творчества. Ансамбль популяризирует культуру мордовского народного пения, представляет возможности современных трактовок традиционных музыкальных образцов. Выступления фольклорного ансамбля «Гайги моро» вызывают неподдельный интерес и положительный эмоциональный отклик зрительской аудитории.

  • Тюрина Т.В. Песенные традиции финно-угорских народов [CD]: творческие работы студентов: метод. аудиоматериалы к курсу «Народные певческие стили». Ч. 2. – Саранск, 2013.

    Тюрина Т.В. Песенные традиции финно-угорских народов [CD]: творческие работы студентов: метод. аудиоматериалы к курсу «Народные певческие стили». Ч. 2. – Саранск, 2013.

    В издании представлены иллюстративные материалы к курсам «Народные певческие стили» и «Работа с хором» направления подготовки 073700.62 «Искусство народного пения» Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

    Часть II­ включает произведения финно-угорской народно-песенной традиции, воссозданные выпускниками на основе этнографических записей и представленные в рамках защиты выпускной квалификационной работы. Исполнение концертной программы – результат творческого постижения музыкальной культуры различных этносов; изучения традиционных приемов голосоведения, своеобразия звукоизвлечения, особенностей метро-ритмики, аналитического осмысления использования музыкального сопровождения, специфических приемов пения той или иной народности.