Институт национальной культуры

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Кафедра: Народной музыки

Образовательная деятельность

Кафедра народной музыки осуществляет образовательную деятельность по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» (академический бакалавриат).

Профили подготовки –  «Хоровое народное пение», «Сольное народное пение».

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

– музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в профессиональных, самодеятельных (любительских) хоровых или ансамблевых народно-певческих коллективах, на концертной эстраде и других учреждениях культуры);

– руководство народно-певческими творческими коллективами (профессиональными, учебными, самодеятельными (любительскими);

– музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В процессе обучения студенты изучают хоровой и сольный исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями, совершенствуют свое вокальное мастерство и технику владения музыкальными инструментами, изучают певческие стили различных регионов. Система учебных и производственных практик позволяет будущему бакалавру эффективно применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Выпускники по направлению подготовки «Искусство народного пения» могут успешно работать в различных учреждениях культуры и искусства: народно-певческих  коллективах филармонии, центрах и домах культуры, концертных организациях, музыкальном театре, учреждениях дополнительного образования (ДШИ, ДМШ, музыкальные студии), средних специальных образовательных учреждениях и др.

Бакалавры располагают солидной теоретической подготовкой и навыками научно-исследовательской работы, что позволяет продолжить обучение в магистратуре.

Учебный план. Учебная программа рассчитана на 4 года (8 семестров). Форма обучения – очная. Экстернат и заочная форма обучения по указанному направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования не предусмотрены.

Образовательная программа подготовки бакалавра включает изучение студентом следующих дисциплин:

– гуманитарных, социальных, экономических: «Философия», «Иностранный язык»,  «История», «Русский язык и культура речи», «История искусств», «История культуры финно-угорских народов», «Социология», «Экономика», «Менеджмент культуры» и др.;

– музыкально-теоретических и музыкально-прикладных: «История музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Музыкальная форма», «Полифония», «История народно-певческого исполнительства», «Народное музыкальное творчество», «История финно-угорской музыки», «Музыкальная информатика», «Работа со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой» и др.;

– профессиональных: «Ансамблевое пение», «Музыкальная педагогика и психология», «Методика обучения народному пению», «Хоровой класс», «Дирижирование», «Фортепиано», «Хоровая аранжировка», «Расшифровка записей народной музыки»,  «Народные певческие стили», «Народный инструментальный ансамбль», «Сольное пение», «Основы сольной импровизации» и др.

Полный цикл обучения содержит теоретические и практикоориентированные курсы, материал которых полно раскрывается в ходе лекционных, практических и индивидуальных занятий. Аудиторные занятия закрепляются самостоятельной работой студентов. После успешного прохождения государственной итоговой аттестации, включающей в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу, выпускнику присваивается квалификация:

– «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» (профиль подготовки «Хоровое народное пение»);

– «Концертный исполнитель. Солист ансамбля. Преподаватель» (профиль подготовки «Сольное народное пение»).

Курс подготовки включает в себя 240 зачетных единиц.

 

На кафедре широко применяются современные интерактивные методики обучения и формы организации учебного процесса, которые основываются, с одной стороны, на новых возможностях современной аудиовизуальной техники, с другой – на достижениях современной педагогики, связанных с личностно-ориентированным подходом в методах обучения (технология формирования профессионального мышления, решение профессиональных музыкально-творческих задач, деловые и ролевые игры, тренинги и др.). В инновационной методике преподавания дисциплин применяются проблемно-информационные лекции, лекции-дискуссии, аудиовизуальные лекции, семинар-конференция, семинар-исследование, «круглый стол». На практических занятиях («Дирижирование», «Фортепиано», «Вокальная подготовка», «Сольное пение», «Основы сольной импровизации» и др.) проводятся: имитационное занятие, занятия по моделированию учебного процесса, метод репродуктивного обучения. В числе активных методов используется метод интонационно-образного подхода, деловые игры, вокально-технологический тренинг, метод диалога/полилога, моделирование, исследовательский метод и др.