Институт национальной культуры

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Кафедра: Дизайна и рекламы

Образовательная деятельность

Направление «Дизайн»

Профили: «Дизайн костюма», «Дизайн среды», «Графический дизайн»

Квалификация (степень) – бакалавр

Дизайн с каждым годом становится все более перспективной и влиятельной профессией, которая приносит успех, известность и, что немаловажно, – высоко оплачивается на рынке услуг. Дизайнер призван формировать окружающий мир, делая его удобным, функциональным, красивым и модным. Сегодня дизайн проник во все сферы человеческой деятельности. Эстетика и знание основ технологии помогают дизайнеру в создании окружающих нас предметов. Дизайнеры используют новейшие компьютерные программы для создания проектов, моделирования пространственной среды, которая оказывает эстетическое воздействие на всех людей, которые ее воспринимают, т. е. способствует развитию в человеке чувства красоты и гармонии.

В зависимости от направления проектирования дизайн разделяют на три основных специализации: графический дизайн, дизайн костюма, дизайн среды.

Графический дизайн – один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Специалисты по графическому дизайну востребованы, поскольку без них не обходится современное производство. Сфера профессиональной деятельности дизайнера-графика – книжная, газетно-журнальная, рекламная, промышленная графика (создание логотипа и фирменного стиля компании, оформление упаковки, этикетки, сувенирной продукции); дизайн витрин и компьютерный дизайн; разработка художественных проектов для экспозиционно-выставочных мероприятий и фестивалей.

Специалисты по графическому дизайну требуются в области полиграфии, в рекламных агентствах, дизайн-студиях, проектных мастерских, PR- и маркетинговых отделах предприятий и фирм.

С дизайном среды каждый сталкивается ежедневно. Дизайн среды – это эффективное использование имеющегося в распоряжении пространства. Наши дома и квартиры, в которых мы живем, магазины, гипермаркеты, выставочные стенды, офисные помещения, витрины, стены, фасады зданий – все это и многое другое – поле деятельности для дизайнера. Дизайнер среды занимается созданием предметно-пространственных комплексов, проектированием внутренних пространств зданий, открытых городских пространств, их оборудованием и оснащением.

Специалисты по дизайну среды могут заниматься декорированием интерьеров жилых и общественных помещений в специализированных агентствах или организовать свою студию; работать в области благоустройства городских территорий, быть ландшафтными дизайнерами, специалистами в области выставочного дизайна, экстерьера и оборудования, флористического дизайна. Поэтому будущий дизайнер среды – не только художник, но и конструктор, проектировщик и даже прораб. Он воплощает идею, например, нового интерьера квартиры сначала в эскизе, а затем в чертежах. Неудивительно, что акцент в обучении делается на объемно-пространственном проектировании. Студенты выполняют макеты геометрических фигур, различных предметов, интерьеров, объектов ландшафтного дизайна и городской архитектуры, осваивают несколько графических пакетов (3DStudioMAX, PhotoShop, ArchieCAD, AutoCAD, SolidWorks) и даже фэн-шуй.

Для современного человека естественно следить за своим внешним видом, чтобы не только производить благоприятное впечатление, но и самому чувствовать себя комфортно. Но часто комфорт приносится в жертву красоте и моде. Время показало, что классические модели будут модны и востребованы всегда. Как не потеряться в мире моды, научится разбираться в ее основных направлениях, самим создавать красивые и удобные модели одежды – этому учатся дизайнеры костюма. Студенты осваивают швейное оборудование, знакомятся с особенностями конструирования и технологии производства одежды, получают навыки художественного оформления текстильных изделий. Кроме того, они учатся разрабатывать фирменный стиль собственной коллекции, предприятия и даже отдельного бренда и прогнозировать тенденции моды.

Дизайнеры костюма могут работать художниками по костюму в кино, театре, шоу-бизнесе; стилистами, редакторами отделов мод иллюстрированных СМИ; модельерами-конструкторами в сфере обслуживания; наконец, создавать авторские коллекции.

Дизайнеры любой специализации могут работать в творческих союзах и организациях, дизайн-центрах, издательствах, типографиях, рекламных агентствах, преподавать в общеобразовательных и художественных школах, изостудиях, колледжах, вузах.

В русле основных профессиональных знаний в вузе дизайнер научится:

- анализу произведений разных видов и жанров искусства;

- методам организации творческого процесса;

- реализации художественного замысла в практической деятельности.

Для того чтобы стать настоящим специалистом, студенты специальности «Дизайн» изучают основные закономерности развития дизайна в теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и других аспектах.

Помимо классического профессионального дизайнерского образования наши выпускники владеют современными информационными web-технологиями, инструментами компьютерной анимации и трехмерного моделирования и пользуются большим спросом у работодателей.

В 2015 г. на кафедре открыта магистратура по направлению подготовки «Дизайн» (профиль подготовки – «Графический дизайн», квалификация (степень) – магистр). Область профессиональной деятельности магистров – творческая деятельность, связанная с проектированием предметного мира, среды обитания. Объектами профессиональной деятельности магистров являются комплексы предметно-пространственной среды, культурные явления, процессы, отношения, образцы промышленной продукции, внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства и парковые ансамбли, предметные, ландшафтные и декоративные формы и комплексы их оборудования и оснащения.

 Направление «Реклама и связи с общественностью»

Профиль: «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»

Квалификация (степень) – бакалавр

Рекламисты и специалисты по связям с общественностью все более востребованы на современном рынке труда.

ИНК первым получил государственную аккредитацию специальности «Реклама» в Республике Мордовия и готовит высококвалифицированных специалистов в области рекламы и связей с общественностью.

За время обучения студенты получают современные социальные, экономические, правовые и политические знания, благодаря чему становятся профессионалами в сфере интегрированных маркетинговых коммуникаций. В основу рабочих программ дисциплин заложены принципы и методики, развивающие креативность мышления студентов, профессиональные компетенции будущего выпускника.

Направление включило в себя две ранее самостоятельные специальности. На первой ступени образования будущие специалисты по рекламе и связям с общественностью получают общие представления об обоих вариантах развития карьеры, а также начальные профильные знания. Среди изучаемых предметов – основы теории коммуникации, социология массовых коммуникаций, теория и практика массовой информации, основы интегрированных коммуникаций, основы менеджмента, основы маркетинга и др. На старших курсах для изучения предлагаются дисциплины профессиональной направленности: основы копирайтинга, технологии брендинга, паблик рилейшнз, компьютерный дизайн в рекламе, медиапланирование, мерчандайзинг и др. Отличительной особенностью обучения по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» в институте национальной культуры является практическая направленность. Практику студенты проходят в рекламных агентствах полного цикла, в маркетинговых и PR-отделах организаций.

Занятия со студентами проводят высококвалифицированные специалисты кафедры дизайна и рекламы и приглашенные специалисты, являющиеся не только учеными-теоретиками в различных предметных областях, но и практиками, имеющими многолетний опыт профессиональной деятельности в области маркетинга, рекламы, дизайна, полиграфии.

В рамках учебных дисциплин проводятся встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Для проведения мастер-классов привлекаются ученые и представители бизнеса из разных городов и стран: представитель Евросоюза Ян Болтон (Великобритания), к. соц. наук, профессор Ю.Г. Губернаторов (г. Москва), руководитель совета консультантов Центрального выставочного комплекса «Росэкспо», руководитель службы советников генерального директора Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр» профессор ГОУВПО «Государственный университет «Высшая школа экономики»», к. соц. наук Ю.К. Снегирев (г. Москва), директор ООО «Мордовэкспоцентр» Л.А. Агеев, генеральный директор ООО «Фокс Репаблик» К.А. Мельников, креативный директор городского журнала «FOX magazine» А.А. Сокольников (г. Саранск), профессор Университета Тииссайд Нил Маккларен (г. Мидлсбро, Великобритания), профессор Университета Аалто Пентти Юхани Тенхунен (г. Хельсинки, Финляндия),  кандидат исскуствоведения, профессор ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова» Антонио Вильчес-Ногерол  и др.

После получения диплома выпускники, ставшие полноправными специалистами по рекламе и связям с общественностью, владеют такими навыками, как планирование рекламной кампании, формирование необходимого бюджета кампании, измерение эффективности каналов коммуникации, создание рекламного продукта и многое другое.

Выпускники направления «Реклама и связи с общественностью» работают на производственных предприятиях, в банковской, туристической и страховой сфере, в государственных и муниципальных органах власти, рекламных и PR-агентствах, консалтинговых и торговых компаниях Саранска и других крупных городов.

 В 2019 г. объявлен первый набор на направление подготовки 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» (программа магистратуры «Реклама и связи с общественностью в современной коммуникационной индустрии», квалификация (степень) – магистр).

Выпускники магистратуры по этому направлению способны решать следующие профессиональные задачи: определять цели, формировать стратегии, разрабатывать программы, проводить коммуникационные кампании, отдельные мероприятия, контролировать и оценивать их эффективность; руководить планированием, проектированием, подготовкой, реализацией медиатехнологий; создавать эффективную коммуникационную инфраструктуру в организациях, обеспечивать внешний и внутренний диалог с коммерческими структурами, государственными службами, общественными организациями, СМИ; формировать и обеспечивать высокий уровень корпоративной культуры; организовывать внешний и внутренний коммуникационный аудит организации, разрабатывать тактические планы, стратегии, бюджеты в сфере рекламы и связей с общественностью; продюсировать медиапроекты в кино, сетевых играх, городской навигации, ТВ и др.


Профориентационная работа

На кафедре налажена профориентационная работа, заключены соглашения о сотрудничестве со школами и ссузами РМ (ГБПОУ РМ «Саранское художественное   училище им. Ф.В. Сычкова», ГБОУ СПО РМ «Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий», ГБПОУ РМ  «Ичалковский   педагогический  колледж им. С.М. Кирова» и др.). В  целях  усиления  взаимодействия  с  МОУ  «Гимназия № 20»,  МОУ «СОШ № 39» совместно с НПР кафедры участвовала в реализации познавательного арт-проекта «Социокультурный десант» (модули «Академия дизайна» и «Реклама и PR: другая реальность»), инициированного Министерством образования и науки РФ

В 2005 г. при Центре дополнительного образования для работников культуры и искусства начала работу «Дизайн-школа», в стенах которой слушатели знакомятся с азами дизайнерского искусства и готовятся к поступлению на соответствующие вузовские специальности. Многие из выпускников «Дизайн-школы» сегодня обучаются в ИНК и на архитектурно-строительном факультете.

На отделении среднего профессионального образования ИНК в 2008 г. открыты специальности «Дизайн (по направлениям)» и «Реклама», что способствовало отлаживанию непрерывного цикла в системе подготовки специалистов этого профиля и сокращению траектории их обучения. Сегодня ряд специальных дисциплин на СПО преподают выпускники кафедры.